colour wrote in coloristika

Categories:

Голуби угрожают гобеленам Рафаэля. Тупо гадят. Помёт обобщает колорит, вносит серебро и перламутр.

Римский папа Лев X  пожелал украсить Сикстинскую капеллу масштабными гобеленами. И в 1514 году заказал  Рафаэлю разработку гобеленов. Сейчас гобелены на мадридской выставке.

«Чудесный улов».    Авторство Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.  Источник: patrimonionacional. es
«Чудесный улов». Авторство Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль. Источник: patrimonionacional. es

Такая текстильная драпировка  ставила целью декорирование огромных архитектурных пространств. А это предопределяет особую дизайнерскую задачу. Дизайн должен решить и те пространственные задачи, которые являются сферой профессионального самосознания монументалистов.

Эти дизайнерские особенности соотношения детали и целого, игр плоскостного и пространственного, затрагивают и особенности цвета.

Знаменитые гобелены Рафаэля сейчас выставлены в большой галерее королевского дворца Мадрида, Испанские голуби имели хорошие гадить на Рафаэля.
Знаменитые гобелены Рафаэля сейчас выставлены в большой галерее королевского дворца Мадрида, Испанские голуби имели хорошие гадить на Рафаэля.

Насыщенность по цвету детали и необходимость ахроматизированной паузы - это та цветовая проблематика, которая является постоянной задачей монументалиста. «Монументалист» это не тот, кто страдает гигантоманией, а тот, кто работает с пространством. 

"Святые Павел и Варнава в Листре"    Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es
"Святые Павел и Варнава в Листре" Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es

Художник монументального искусства как раз и формирует понимание таких проблем, и находит средства для решения сформированных проблем и поставленных задач (если человек говорит "нет проблем", он не профессионал, а манипулятор. Ну, или точнее - скорее профессиональный коммерсант или возможно профи в области манипуляций, профессионал психологического внушения клиенту и обработки его психики)

"Ослепление Елимы или Обращение проконсула" Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es
"Ослепление Елимы или Обращение проконсула" Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es

По современным меркам и по ощущениям жителя современного мегаполиса такие задачи воспринимаются как экстерьерные -

- колористические задачи ставятся в отношении необходимости  решения проблем крупного пространства, и зритель ощущает игры плоскостного и пространственного как игры именно пространственные.

"Смерть Анании"  Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es
"Смерть Анании" Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es
В общем — из-за жары нужно проветривать галерею. М обычные городские голуби получили шанс испортить бесценные произведения своим помётом.
В общем — из-за жары нужно проветривать галерею. М обычные городские голуби получили шанс испортить бесценные произведения своим помётом.
"Обращение Савла"  Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es
"Обращение Савла" Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es

Во всяком случае и неожиданные проблемы с сохранностью гобеленов тоже связаны с крупным пространством.

Нынешним летом гобелены Рафаэля выставлены в большой галерее Королевского дворца в Мадриде, где обычные городские голуби, которые могут испортить бесценные произведения своим помётом.Уже с прошлой осени (с ноября 2020 года) эти девять гобеленов размещены в экспозиции, приуроченной к 500-летию смерти Рафаэля.  

 Журналисты Мадрида сразу отметили насколько близко голуби к этим уникальным гобеленам середины XVI века — окна перекрыть  не смогли
Журналисты Мадрида сразу отметили насколько близко голуби к этим уникальным гобеленам середины XVI века — окна перекрыть не смогли
"Исцеление хромого"  Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es
"Исцеление хромого" Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es
Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es
Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es

Гобелены экспонированы в галерее, которая ведёт на территорию дворца. И теперь, с начала лета, стали открывать окна. Окна пришлось открыть для свежего воздуха, потребовалось проветривать галерею, однако последние недели эти окна оказались доступны и для птиц.

"Святой Павел проповедует в афинском Ареопаге" Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es
"Святой Павел проповедует в афинском Ареопаге" Ян ван Тигем, Франс Гетилс и Рафаэль.Источник: patrimonionacional. es

Возникла проблема с голубями. Об опасности, связанной с голубями, в испанской газете ABC говорилось так:

 «Мы видели различные фотографии с птицами вокруг [гобеленов] и их помёт на полу галереи.На одном из этих снимков голубь позирует над „Исцелением хромого“.  На другом голубя можно увидеть на полу всего в сантиметрах от того же гобелена. Все это угрожает сохранности девяти ценных гобеленов». 

Но сотрудники испанского института национального наследия Patrimonio Nacional, которые отвечает за выставку и гобелены, заявляли, что ни один из гобеленов на тот момент не пострадал.  А во время тщательного осмотра дворца никаких гнёзд внутри строений найдено не было. Значит голуби попали в помещения только с момента открытия окон.

Ситуация стала скандальной, попав в орбиту СМИ, и в этом тексте использованы материалы новостных источников (в частности, The Guardian ). Официально заявлялось что для предотвращения проникновения птиц персонал дворца контролирует окна (как говорилось и в сообщении РИА Новости со ссылкой на заявление Института культурного наследия Испании),

"Параллельно с этим мы также контролируем открытие окон, чтобы обеспечить надлежащую вентиляцию воздуха в галерее, гарантировать безопасность посетителям и предотвратить проникновение птиц"

И кроме того для борьбы с птицами в здании были установлены два ультразвуковых устройства.  Якобы благодаря им, голуби держатся подальше от мест, где выставлены гобелены. 

Однако лично я имею опыт пользования ультразвуком - в середине 90х таким образом боролся с засильем крыс (когда-то работал в подвальной мастерской, а когда рядом сделали продуктовый рынок, то в какой-то период использовал любые средства и применял самые отчаянные меры)

Да, ультразвук может отпугивать именно в таких открытых пространствах (в подвалах много "теней" для прохождения ультразвука, и это не слишком эффективно) и по моему опыту, когда животное попадает под его действие, оно просто теряет ориентацию

Например крысы бились о стенки экранов радиаторов - то ли совокупляясь на всякий случай, то ли просто балдея от ультразвука. Ну и чтобы прибалдеть, они по-моему сбегались со всей округи на сеансы ультразвука как на дискотеку и пищали от своей крысиной любви как канарейки.

В общем - потеряв ориентацию, и голуби могут впасть в неадекват. Имеют полное римское право.

  Ну а сделанные Рафаэлем по заказу римского папы эскизы (то есть картоны к этим гобеленам, из которых до сегодняшнего дня дошли семь) хранятся сегодня в лондонском музее Виктории и Альберта. 

В 1623 году их приобрел принц Уэльский, будущий король Англии Карл I. 

Тогда же, в середине XVI века, в Брюсселе,  по этим оригинальным эскизам Рафаэля и были созданы гобелены, заказанные Папой Львом X в 1514 году для  украшения Сикстинской капеллы.

Вскоре о полотнах узнали монархи из разных европейских стран. Поскольку они  активно заказывали копии гобеленов, очевидно что этот тип дизайнерской организации  крупных пространств вызывал у современников большой интерес . Одним из заказчиков был король Филипп II Испанский. Во время визита в Нидерланды — ещё до своей коронации — он заказал серию по эскизам итальянского художника мастерам гобеленов Яну ван Тигему и Франсу Гетилсу. Приобретенные им ковры как раз и выставлены в Мадриде. Гобелены Филиппа II — одна из двух серий, созданных Рафаэлем и входящих в коллекцию Patrimonio Nacional. 

Некоторым другим репликам того же проекта Рафаэля совсем не повезло. Те, что были сделаны для Франциска I Французского, были утрачены во время Французской революции. А те, что заказал Генрих VIII Английский, оказались в Берлине и погибли в 1945 году.  Поэтому считается, что вариант  Филиппа II  сохранился лучше всех остальных, сделанных по эскизам художника — даже лучше оригиналов в Ватикане. Это объясняется целым рядом факторов. Например, брюссельские мастера использовали стойкие волокна и высококачественные натуральные красители, а также не укрепляли полотна металлическими нитями, что предотвратило окисление и коррозию.

Картоны Рафаэля были отправлены в Брюссель, где в течение следующих нескольких лет в ткацкой мастерской Питера ван Альста из шелковых, шерстяных и позолоченных серебряных нитей были сотканы десять уникальных шелковых гобеленов. Каждый из них весил около 50-60 килограммов.

По словам Вазари, современники поражались совершенству ювелирно точной работы - из мельчайших ниток  брюссельские мастера передать все тонкости  материальности предметной среды и человеческого тела — 

«Поистине это - скорее чудо, чем дело рук человеческих.  Ведь на этих коврах изображены и вода, и звери, и постройки с таким совершенством, что они кажутся не ткаными, а действительно написанными кистью. Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле» 

В 1519 году первые семь гобеленов прибыли в Ватикан, остальные три доставили чуть позже, в 1520 году, уже после смерти художника. Создание гобеленов обошлось папе Льву в 16 тысяч дукатов — это в пять раз больше суммы, которую получил Микеланджело за роспись Сикстинской капеллы.

«Деяния апостолов» — единственный известный цикл гобеленов Рафаэля и последний крупный проект, который он завершил перед своей смертью в 1520 году. Гобелены затем украшали и саму Сикстинскую капеллу, и развешивались в Квиринальском дворце, который до XIX века занимали римские понтифики. 

А вообще такая экспозиция — уникальный случай, по мнению исследователей, за всю историю коллекция полностью развешивалась на стенах капеллы лишь однажды, в первые годы после создания






Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.